«Нужно найти баланс между интересами бизнеса и запросом на безопасность»
Продолжая использовать наш сайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных в целях функционирования сайта, проведения ретаргетинга и проведения статистических исследований и обзоров.Согласен
mapСаранск,
ул. Московская, 14
vk youtube telegram
Версия сайта
для слабовидящих
Версия сайта
для слабовидящих
vk youtube telegram

«Нужно найти баланс между интересами бизнеса и запросом на безопасность»

25-01-2023
Замглавы минэкономики Алексей Херсонцев о механике разворота государства лицом к людям.

херсонцев 2.jpg

Фото: rg.ru



О том, чему научилось правительство в процессе реформы контрольно-надзорной деятельности, насколько можно верить статистике проверок в условиях мораториев на них, как будет развиваться «тонкая настройка» контроля и надзора, а также о том, какие выводы власти делают и как распространяют их на сопряженные сферы госрегулирования и при чем тут клиентоцентричность, в интервью “Ъ” рассказывает статс-секретарь, замглавы Минэкономики Алексей Херсонцев.

— Реформа контроля готовилась в условиях массовых проверок бизнеса, однако на три года пришлось два моратория на проверки, продлен мораторий и на 2023 год. Как Минэкономики оценивает эффективность проводимых изменений в такой статистически несопоставимой обстановке и стоит ли вообще здесь больше говорить о численных измерениях — или о концептуальных?

— Бизнес действительно благодаря решению президента жил фактически без проверок в 2020 и в 2022 годах. Если обратиться к цифрам, то получается такая картина: до моратория в 2019 году — 1,5 млн проверочных мероприятий, в 2020-м — снижение до 400 тыс., в 2021-м — с учетом снятия ковидных ограничений — возврат до 880 тыс., а в 2022-м пока видим всего порядка 360 тыс. проверок. Такая тенденция объясняется тем, что в 2022 году мораторий распространялся на все организации вне зависимости от их размера: планово проверять можно было только организации в определенных сферах, и то если организации отнесены к категории с высокими рисками. Была также достаточно жесткая схема выхода на внеплановые проверки, их проведение было ограничено. Между тем с данными по более чем 300 тыс. проверок тоже можно работать. Мы сформировали такой пул информсистем вокруг контрольно-надзорной деятельности, который позволяет нам подробно видеть все аспекты проверочной деятельности наших коллег в различных разрезах. Прокуратура, например, серьезным образом доработала единый реестр контрольно-надзорных мероприятий: мы довольно точно видим, кого проверяют, и видим, какие предприятия у нас практически не проверяли.

— Насколько количественные данные позволяют вам судить о том, что происходит в реальности? Например, рост числа пожаров и техногенных происшествий в РФ в 2022 году — это результат моратория, плохая оценка рисков, диверсии или совпадение случайных факторов?

— Статистика МЧС России показывает, что в 2022 году количество пожаров, а также количество погибших в этих пожарах снизилось где-то на 10%. Число нарушений на объектах с массовым пребыванием людей, по данным коллег, снизилось вдвое. Конечно, статистика — лукавая вещь: допустим, в прошлом году была одна авария, а в этом две — уже кратный рост. Более того, с развитием социальных сетей мы больше узнаем об инцидентах по всей стране, и нам кажется, что их становится все больше и больше. В поисках связи между происшествиями и отказом от проверок следует помнить о росте профилактических мероприятий в прошлом году. Мы изначально договаривались с контролерами, что главное в контроле — это уход от палочной системы, а цель всех надзоров — снижение количества инцидентов и количества потерпевших. В конечном счете — безопасность наших граждан. Поэтому мы договаривались, что ведомства будут формировать показатели эффективности, соответствующие специфике их надзора и нацеленные на сокращение числа инцидентов.

Сейчас система учета как инцидентов, так и рисков по ведомствам очень разная. Если коллеги из МЧС ведут статистику по пожарам, по ущербу и так далее, то в большинстве ведомств эта система развита достаточно слабо. Поэтому в этом году мы будем предлагать создавать сводную систему учета инцидентов, чтобы дальше на ее основе дорабатывать риски, сопоставляя с проверками, и выстраивать связи между происшествиями и регуляторными решениями. Такой анализ позволит проверить, есть ли там закономерности.

— Как система учета инцидентов будет интегрирована в уже существующую цифровую инфраструктуру КНД?

— В перспективе появится треугольник управления рисками. О чем речь: сейчас у нас есть реестр контрольно-надзорных мероприятий, реестр обязательных требований, которые мы наполняем. Система учета инцидентов станет третьим элементом, варианты его формирования могут быть разные. Надо понимать, что многие ведомства учитывают свои инциденты и сейчас, поэтому работа развернется не с нуля. По закону все федеральные ведомства должны были принять и утвердить индикаторы риска нарушения обязательных требований для своих видов контроля и использовать их как основания для внеплановых проверок. Поясню, что такое индикатор риска. Это признаки того, что на объекте контроля с высокой долей вероятности допущены нарушения или они могут произойти. Например, по мнению МЧС, неоднократное ложное срабатывание пожарной сигнализации может указывать не только на неисправность оборудования, но и в целом на наличие проблем с соблюдением требований пожарной безопасности. Формально у нас утверждено 187 индикаторов риска, но на практике на их основании проведено всего 520 проверок, то есть из 340 тыс. лишь 520 по индикаторам.

— Почему так произошло?

— Прежде всего из-за моратория, проверки на основании индикаторов риска также были частично ограничены. В 2023 году такие ограничения сняты, более того, ведомствам поручено актуализировать свои индикаторы риска. Минэкономики по поручению заместителя председателя правительства — руководителя аппарата правительства Дмитрия Григоренко в процессе разработки новых индикаторов займется координацией ведомств. Основной объем работы им предстоит проделать самостоятельно, поскольку ведомства лучше понимают, какие требования являются наиболее сложными для соблюдения, важными с точки зрения последствий и, соответственно, какие индикаторы риска могут быть введены. Алгоритм следующий: контрольные органы сформируют по своим видам надзора перечни наиболее часто нарушаемых обязательных требований, классифицируют эти нарушения в зависимости от степени возможных последствий и определят индикаторы возможных нарушений. Индикаторы риска фактически будут подсказывать правила добросовестного поведения для бизнеса.

— Для бизнеса предпочтительнее мораторий...

— Мораторий — не самоцель. С одной стороны, мы должны исходить из того, что радикальное снижение числа проверочных мероприятий — это новая реальность, мы живем в ней уже несколько лет и видим, что она достаточно сбалансированна. Но многие надзорные ведомства все-таки хотели бы иметь больше возможностей для проведения проверок, поэтому нам нужно еще найти баланс — между интересами бизнеса и запросом на безопасность.

Как этот баланс искать, мы понимаем. В процессе реформы КНД мы стремимся к минимизации проверок, но при условии соблюдения обязательных требований. В этой логике мы наращиваем профилактические мероприятия: в 2022 году количество профилактических визитов составило почти 510 тыс., что в 1,7 раза превышает число проверок. Профилактический визит — достаточно эффективная и уже полюбившаяся некоторым надзорным ведомствам и бизнесу процедура, поскольку заменяет проверки с точки зрения стимулирования поднадзорных к выполнению требований безопасности. У бизнеса, конечно, были опасения, что визиты могут использоваться контролерами как полноценная проверка и повод для привлечения к ответственности, но опасения не подтверждаются. Пару месяцев назад мы запустили на портале госуслуг специальный сервис обратной связи о профилактических визитах: отзывы положительные, хотя и выборка еще небольшая.

Отдельная тема — это плановые проверки, то есть мероприятия, которые проводятся с некоторой периодичностью. Здесь система КНД также предполагает риск-ориентированный подход, и большая часть всех объектов контроля должна относиться к категории, которую мы не проверяем никогда. Потому что мы знаем о ней достаточно, мы уверены, что требования соблюдаются, за исключением случаев, когда срабатывает индикатор риска.

В силу разных причин, связанных с социальной значимостью или с большим масштабом последствий в случае реализации рисков, у нас есть объекты, куда контролеры должны приходить вне зависимости от того, есть ли признаки нарушений. Это отдельная группа объектов. И их также необходимо ранжировать, чтобы ходить только туда, где у нас высокий или очень высокий риск возникновения негативных последствий. Планы проверок на 2023 год, которые ведомства утвердили по согласованию с прокуратурой в конце прошлого года, уже сформирован из объектов высокой и очень высокой категории риска. При этом есть особенность для социально значимых объектов. При всей необходимости периодически их проверять есть нюанс: если нарушения обнаружены, школа или больница платит штраф в казну. В итоге государство начинает штрафовать само себя, и те средства, что закладывались на финансирование государственных и муниципальных школ и больниц, оттуда изымаются. Поэтому мы закрепили в постановлении, что в отношении государственных и муниципальных детских садов и школ будут проводиться обязательные профилактические визиты, а не плановые проверки. То есть при выявлении несоответствий контролер может выдать предписание не директору детского сада или школы, а учредителю, который отвечает за надлежащую работу подведомственной ему организации. Нам кажется, что подход будет способствовать тому, что для наших граждан садики и школы будут безопасны, но без того, чтобы зарплатный фонд их сотрудников шел на штрафы. Если этот подход себя зарекомендует, предложим распространить его и на медицинские учреждения, финансируемые из бюджета.

— Контролеры транслируют усталость от моратория, но не озаботились разработкой индикаторов риска для проведения внеплановых проверок. При таком раскладе при отмене моратория есть риск откатиться назад. Как сформировать новую культуру КНД и преодолеть привычки контролеров к старым порядкам?

— Безусловно, культура — важнейшая составляющая успеха всей реформы. Отношение коллег из контрольных ведомств постепенно меняется — об этом свидетельствует рост числа профилактических визитов. Президент летом прошлого года поручил подготовить очередной этап реформы контрольно-надзорной деятельности, который предусматривает отмену проверок компаний, не связанных с высокими рисками причинения вреда. Нет необходимости ходить и проверять всех подряд, должен работать риск-ориентированный подход. Мы уверены, что количество перейдет в качество и роль инспектора изменится — он станет для бизнеса помощником, который помогает соблюдать обязательные требования и отвечает за безопасность граждан, а не наказывает и мешает вести предпринимательскую деятельность. Но на эту культуру влияют и такие факторы, как уровень оплаты труда инспекторского состава. Сейчас он недостаточен, и государству есть над чем работать.

С точки зрения формирования новой культуры важна обратная связь. Для этого мы развиваем в рамках КНД систему досудебного обжалования: поднадзорный после проверки может через портал госуслуг обжаловать ее результаты или сообщить о нарушениях в процессе контрольного мероприятия. В 2022 году система заработала в полную силу: ей воспользовались более 4,3 тыс. предпринимателей. Средний срок принятия решений по заявлениям составляет около 10–12 рабочих дней, притом что формально этот срок определен в 20 дней. Обжалование же в суде заняло бы минимум полгода и потребовало финансовых издержек. Система позволяет подавать два типа заявлений: обжаловать результат проверки либо продлить срок исполнения предписания, если вы в срок не успеваете выполнить требования инспектора. В первом случае у нас рассмотрено порядка 3,5 тыс. жалоб на решения и действия контрольных органов, в 33% случаев жалобы удовлетворены. То есть ведомства готовы разбираться и принимать решения в пользу заявителей. Например, в МЧС России 37% жалоб были полностью или частично удовлетворены, в Ростехнадзоре — 53%, в Роспотребнадзоре — 39%.

Что касается ходатайств о продлении срока исполнения предписаний (то, что бизнес должен исправить по итогам проверки), там цифры еще значительнее: в 82% случаев ведомства удовлетворили такие просьбы. Поэтому можно говорить о постепенных изменениях в культуре надзорных органов: коллеги ориентируются именно на взаимодействие с поднадзорными лицами в части соблюдения ими обязательных требований и создания им для этого соответствующих возможностей.

— Недавно вы приступили к реформированию системы разрешительной деятельности, опираясь на принципы КНД. Какова целевая модель обновленной системы разрешений?

— Реформа контрольно-надзорной деятельности стартовала по нескольким направлениям. Одним из них была «регуляторная гильотина»: мы пересмотрели обязательные требования, взамен более чем 12 тыс. устаревших документов приняли 447 новых. По разрешительной деятельности «гильотина» не везде прошлась, и у нас сохраняется достаточно большой пласт разрешений и лицензий, которые содержат устаревшие требования. Сейчас мы создаем списки лицензий и разрешений и планируем максимально оцифровать их и перевести на портал госуслуг. С одной стороны, это удобно для заявителя, с другой стороны, мы получаем прозрачный процесс предоставления соответствующих услуг.

Этот процесс не механический. Применительно к каждому разрешению ведомства совместно с представителями бизнеса и экспертами вырабатывают целевые состояния: зачем нужен этот документ, какой круг интересантов затрагивает. Кроме того, мы требуем от ведомств кардинально сокращать сроки предоставления услуг по выдаче разрешений и список документов, запрашиваемых у участников рынка при подаче заявок. В 2022 году мы уже вывели на портал госуслуг более 180 лицензий и разрешений: на 50% сократили срок оказания услуг. Сейчас в среднем это занимает 17 рабочих дней, но какие-то разрешения выдаются и за пять дней. На 45% сократили количество запрашиваемых документов, в целом по всем разрешениям отменили 829 документов. На 2023 год у нас осталось порядка 200 видов разрешительной деятельности: мы продолжим вырабатывать целевые состояния для них и оптимизировать услуги. Кроме того, мы займемся улучшением пользовательского опыта применительно к разрешениям, которые уже выведены на портал госуслуг. Для этого мы измеряем уровень удовлетворенности по каждой из услуг и корректируем их.

— В среднем каков сейчас этот уровень?

— По этим переведенным услугам среднюю оценку сейчас вам не скажу, в целом же по госуслугам удовлетворенность превышает 90%. В свое время мы очень серьезно продвинулись в части качества оказания госуслуг, а учитывая, что большинство из них предоставляется гражданам, то довольные люди — залог высокой оценки. Сейчас мы апробируем новый способ измерений удовлетворенности пользователей порталом госуслуг — оценку NPS (индекс потребительской лояльности.— “Ъ”). В бизнесе, в маркетинге эта метрика используется для оценки восприятия клиентом сервиса, услуги, продукта. Будем этот способ также применять и в отношении услуг для предпринимателей. Нам важно не просто привести их на портал, но и сделать так, чтобы пользователи, регулярно обращающиеся за услугами для бизнеса, получали от этого пользу.

— Раз мы коснулись темы того, что государство делает для граждан и клиентоцентричности, то расскажите, что это такое?

— Клиентоцентричность — это подход, связанный не только с госуправлением, он уже достаточно давно развивается в бизнесе. Это стратегическая инициатива правительства, которая была утверждена премьер-министром Михаилом Мишустиным. Если совсем коротко, то она подразумевает, что все сервисы, решения создаются исходя из понимания, что в центре находится клиент и его потребности, и именно под них (а не под себя) государству следует выстраивать собственные продукты и процессы.

Мы можем сколько угодно долго оптимизировать предоставление какой-нибудь государственной услуги, например выдачи справки человеку, пока в один прекрасный момент не придем к выводу о том, что ему эта услуга не нужна, если бы мы не требовали ее получать. И нам нужно подумать, зачем человек справку берет — и если она действительно нужна нам для каких-то целей, то сделать так, чтобы процесс получения проходил без обращения гражданина. Классический и самый успешный пример — это беззаявительное получение выплат, начавшееся в 2020 году в ковид с «президентских» выплат. Это был серьезный успех, когда во второй раз эти выплаты предоставлялись гражданам автоматом, даже без заявления. Принцип предусматривает, что, предполагая, что у гражданина есть в чем-то потребность, государство приходит к нему и говорит: «Вам помочь?» либо, понимая, что гражданину положено то или иное благо, просто дает ему это, не дожидаясь каких-то дополнительных ходатайств, справок, обращений. Это новый подход к проектированию государственных услуг и сервисов, и мы здесь только в самом начале пути.

Сейчас мы переходим от оптимизации конкретных сервисов, их упрощения к перестройке сервисов в целом, исходя из жизненных ситуаций. Например, классическая жизненная ситуация — рождение ребенка. В идеале государство знает о рождении ребенка по самому факту, а значит, может предоставить большинство услуг и сервисов, льгот человеку даже без специального обращения за ними.

В России реализуется федеральный проект «Государство для людей», который курирует со стороны правительства Дмитрий Григоренко. В 2022 году проходило обучение чиновников, шла «раскатка» проекта, создавалась его инфраструктуры — определение планов, задач. Это только первая стадия. Кроме того, мы достаточно активно занимались с коллегами из других федеральных ведомств вопросами перехода на новые принципы, формировали и внедряли стандарты клиентоцентричности.

— Какие основные положения стандарта «Государство для людей» вы могли бы выделить? Кто принимал участие в их разработке? Возможна ли корректировка положений стандарта, и если да, то по каким основаниям?

— Здесь надо понимать, что в первую очередь стандарты — это набор базовых принципов, и мы договорились, что они будут приняты по трем направлениям — для граждан, бизнеса и для внутреннего клиента. Речь идет о том, что известная фраза «Несчастный человек не может сделать другого счастливым», в общем-то должна относиться и к тем людям, которые занимаются оказанием услуг. Если мы строим государство, работающее на принципах клиентоцентричности, то должны уделять достаточно много внимания культуре работы с госслужащими. Сейчас, в первую очередь для нового поколения наших граждан, особенно нет разницы между государственными услугами и негосударственными — в этом смысле они свои ожидания, требования, претензии в хорошем смысле этого слова одинаково предъявляют как к частным, так и к государственным сервисам. При этом от последних они хотят получить такой же положительный опыт, какой был у них ранее.

Каждое ведомство, участвующее в пилотном проекте, должно было принять для себя стандарты. К концу 2022 года они должны были утвердить «дорожные карты» внедрения принципов клиентоцентричности в своей деятельности. А кроме того, был создан список из 24 жизненных ситуаций — это те сферы, на которых будет отрабатываться внедрение клиентоцентричного подхода. В 2023 году начнется реализация эти плана.

Отдельная тема — созданная в 2022 году лаборатория пользовательского тестирования госуслуг. Она необходима для оценки пользовательского опыта при использовании государственных сервисов — в процессе исследования анализируются различные данные пользователя, психоэмоциональное восприятие, отслеживается взгляд. Сейчас это применяют крупные IT-компании. В следующем году уже ожидаем увидеть ряд конкретных сервисов, которые будут доработаны по рекомендациям лаборатории.

— С 2023 года вы планируете полноценную работу в рамках клиентоцентричности, а в 2022 году был пилот?

— Да, в 2022 году проходил пилот, но работа была все равно полноценная. Осуществлялись подготовка, обучение — без этого никуда. В 2023 году обучение будет еще более масштабным, потому что нужно пронизывать клиентоцентричностью весь пласт госорганов, муниципальных органов. Вообще, люди ассоциируют с государством и бюджетные учреждения, и школы, и сады, и больницы. Принципы клиентоцентричного подхода должны пронизывать не только какие-то маленькие элементы государства, они должны быть такой «сквозной» культурой в госсекторе.

— Специальная военная операция и последовавшие за этим экономические потрясения как-то повлияли на эти планы?

— В контексте СВО тематика снижения контрольной нагрузки на бизнес, клиентоцентричности становится еще более актуальной. Запросы общества на то, чтобы государственные услуги, сервисы формировались именно вокруг потребностей граждан, будут только расти. В тех регионах, где люди работали с проблемами граждан и бизнеса с большим участием, неформально, там в общем-то удавалось с справиться с трудностями. Это важное замечание, что клиентоцентричный подход в том числе означает возможность, умение и наличие полномочий решать проблему конкретного человека здесь и сейчас. А главное — искренне желать решить проблему человека, помочь ему. Поэтому запрос на подобного рода улучшения будет только расти, и нам необходимо здесь идти в ногу со временем, отвечая чаяниям, запросам общества.

— В ноябре 2022 года вы должны были разработать методику рейтингов органов власти в части клиентоцентричности. Это ведомственное «социалистическое соревнование» — или по итогам возможны кадровые решения?

— Если это и соревнование, то только с самим собой. Любые рейтинги федеральных ведомств, которые вы можете наблюдать,— это, безусловно, в первую очередь способ стимулирования более активной работы сотрудников. По поручению Дмитрия Григоренко в 2022 году уже все ведомства утвердили у себя концепции внедрения принципов и стандартов клиентоцентричности. Они выстраивают приоритеты при проектировании и предоставлении услуг «от человека», ориентируясь на его целевой образ,— это услуги в конкретной жизненной ситуации.

Должно быть понимание рейтингуемых, из чего складываются результаты, что участники могут, должны сделать, чтобы стать лучше, подняться выше. Если это все есть, то рейтинг действительно будет приводить к более быстрому внедрению тех или иных прогрессивных вещей. Поэтому мы сейчас этот рейтинг обкатываем и в начале 2023 года начнем его потихоньку «предъявлять свету».


— Он будет публичным?

— Обычно работа с рейтингами происходит следующим образом: первые несколько итераций — закрытые, потому что это притирка, каждый должен увидеть себя, где бы ни оказался. Потом в какой-то момент — лучше заранее об этом людям сказать — его надо, конечно, делать публичным, с тем чтобы рейтинг выполнял роль того самого подстегивания к выполнению тех или иных задач.



Коммерсантъ. Интервью взяли Диана Галиева и Венера Петрова

НОВОСТИ НОВОСТИ

Cмотреть все
Центр «Мой бизнес» и Фонд «Защитники отечества» оказывают поддержку участникам СВО и их семьям
13-02-2025

Центр «Мой бизнес» и Фонд «Защитники отечества» оказывают поддержку участникам СВО и их семьям

В республиканском филиале фонда «Защитники Отечества» состоялась встреча участников СВО и их семей со специалистами Центра...

  • Меры поддержки
  • Мероприятия
Бизнес Мордовии может присоединиться ко Всероссийскому предпринимательскому диктанту
12-02-2025

Бизнес Мордовии может присоединиться ко Всероссийскому предпринимательскому диктанту

Для малого и среднего бизнеса стартовал первый Всероссийский предпринимательский диктант. Все желающие до конца февраля могут...

  • Меры поддержки
  • Мероприятия
Предприниматели Мордовии узнают, как наводить финансовый порядок в бизнесе
11-02-2025

Предприниматели Мордовии узнают, как наводить финансовый порядок в бизнесе

Благодаря реализации национального проекта «Эффективная и конкурентная экономика» для самозанятых и субъектов МСП в онлайн...

  • Меры поддержки
  • Финансовые меры поддержки
Для участников СВО созданы электронные удостоверения с выгодными условиями хранения денежных средств
10-02-2025

Для участников СВО созданы электронные удостоверения с выгодными условиями хранения денежных средств

Минобороны России совместно со Сбербанком и ВТБ-банком разработали электронные удостоверения ветерана боевых действий в виде...

  • Меры поддержки
  • Финансовые меры поддержки
Малый бизнес Мордовии получил более 76 млн рублей льготной лизинговой поддержки
10-02-2025

Малый бизнес Мордовии получил более 76 млн рублей льготной лизинговой поддержки

Благодаря реализации национального проекта «Эффективная и конкурентная экономика» малый бизнес Мордовии получил 76,6 млн...

  • Меры поддержки
  • Финансовые меры поддержки
Бизнес Мордовии может воспользоваться новыми условиями по льготным кредитам
07-02-2025

Бизнес Мордовии может воспользоваться новыми условиями по льготным кредитам

Благодаря реализации национального проекта «Эффективная и конкурентная экономика» для субъектов малого и среднего...

  • Меры поддержки
  • Финансовые меры поддержки
Семинар «Бизнес на эмоциях или неуспешный успех. Приглашение на честный разговор»
06-02-2025

Семинар «Бизнес на эмоциях или неуспешный успех. Приглашение на честный разговор»

21 февраля 2025 года, в 14:00, приглашаем на семинар «Бизнес на эмоциях или неуспешный успех. Приглашение на честный...

  • Меры поддержки
  • Финансовые меры поддержки
Индия приглашает бизнес-сообщество Мордовии на саммит инвесторов
05-02-2025

Индия приглашает бизнес-сообщество Мордовии на саммит инвесторов

С 24 по 25 февраля 2025 года в Бхопале состоится Глобальный саммит инвесторов 2025 - флагманское мероприятие правительства...

  • Меры поддержки
  • Финансовые меры поддержки
Бизнес Мордовии научат закупкам у крупнейших заказчиков
05-02-2025

Бизнес Мордовии научат закупкам у крупнейших заказчиков

Благодаря реализации национального проекта «Эффективная и конкурентная экономика» для самозанятых и субъектов малого и...

  • Меры поддержки
  • Финансовые меры поддержки
Бизнес Мордовии может представить свою продукцию на выставке в Индии
04-02-2025

Бизнес Мордовии может представить свою продукцию на выставке в Индии

С 13 по 15 февраля в Бомбейском выставочном центре города Мумбаи состоится вторая выставка LogiMAT India.

  • Меры поддержки
  • Финансовые меры поддержки
Срок подачи заявок на премию «Предприниматель года 2024» продлён до конца февраля
04-02-2025

Срок подачи заявок на премию «Предприниматель года 2024» продлён до конца февраля

Бизнес Мордовии приглашается к участию в ежегодной Всероссийской премии «Предприниматель года» за 2024 год. Премия является...

  • Меры поддержки
  • Финансовые меры поддержки
Молодые предприниматели могут получить гранты по 1 млн рублей
04-02-2025

Молодые предприниматели могут получить гранты по 1 млн рублей

Стартовала регистрация на федеральный конкурс молодежного предпринимательства «Создай Наше». Это совместный проект Агентство...

  • Меры поддержки
  • Финансовые меры поддержки
Кредитные организации в Мордовии могут оказать поддержку бизнесу
04-02-2025

Кредитные организации в Мордовии могут оказать поддержку бизнесу

Минэкономразвития объявляет отбор кредитных организаций для реализации программы льготного кредитования МСП. Прием заявок...

  • Меры поддержки
  • Финансовые меры поддержки
Вниманию жителей и гостей Мордовии
03-02-2025

Вниманию жителей и гостей Мордовии

В целях профилактики борьбы с терроризмом.

  • Прочее
В Абу-Даби состоится фестиваль-ярмарка «Сделано в России»
03-02-2025

В Абу-Даби состоится фестиваль-ярмарка «Сделано в России»

С 21 по 25 февраля 2025 года в столице Объединенных Арабских Эмиратов пройдёт фестиваль-ярмарка «Сделано в России». Он...

  • Меры поддержки
  • Финансовые меры поддержки
В Мордовии растёт интерес к социальному предпринимательству
03-02-2025

В Мордовии растёт интерес к социальному предпринимательству

Благодаря реализации национального проекта «Эффективная и конкурентная экономика» субъекты малого и среднего бизнеса...

  • Меры поддержки
  • Финансовые меры поддержки
Уважаемые предприниматели!
31-01-2025

Уважаемые предприниматели!

Сообщаем вам о формировании программы мероприятий на 2025 год, при этом нам важно знать ваши интересы и потребности!

  • Меры поддержки
  • Финансовые меры поддержки
Центр «Мой бизнес» приглашает на день открытых дверей
31-01-2025

Центр «Мой бизнес» приглашает на день открытых дверей

Центр «Мой бизнес», который работает в рамках национального проекта «Эффективная и конкурентная экономика» приглашает...

  • Меры поддержки
  • Финансовые меры поддержки

Партнеры

Клуб предпринимателей «Деловар»Общероссийская общественная организация «Деловая Россия»Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «Опора России»Союз «Торгово-промышленная палата Республики Мордовия»Центр развития проектных компетенций «Точка кипения МГУ им. Н.П. Огарёва»АНОО ВО ЦС РФ "Российский университет кооперации" Саранский кооперативный институт (филиал)ООО «Корпорация развития Республики Мордовия»Цифровая платформа МСПФонд содействия инновациямУправление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия Федеральная Налоговая служба ГАУ РМ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» Министерство цифрового развития Республики МордовияАУ «Технопарк-Мордовия»АНО «Центр развития конкурентоспособности Республики Мордовия», Центр поддержки экспорта Республики МордовияМинистерство промышленности, науки и новых технологий Республики МордовияМинистерство социальной защиты населения Республики МордовияМинистерство сельского хозяйства Республики МордовияАО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства»Фонд развития промышленности Республики Мордовия

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ

Мой бизнесЭкономика без вирусаОФИЦИАЛЬНЫЙ ПОРТАЛ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯФедеральная налоговая службаПредприниматели МордовииПОРТАЛ БИЗНЕС-НАВИГАТОРА МСП АО «Корпорация «МСП»Федеральная программа «Ты – предприниматель»Администрация городского округа СаранскУправление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия

РЕГИСТРАЦИЯ

Написать нам

очистить все поля в этой области и повторите отправку

Написать нам

очистить все поля в этой области и повторите отправку

Написать нам

очистить все поля в этой области и повторите отправку