178 просмотров
56 загрузок
В настоящее время основным источником долгового финансирования деятельности предприятий является банковское кредитование. При этом существует множество альтернативных источников финансирования. Одним из них являются облигационные займы, позволяющие эмитентам привлекать долгосрочные финансовые ресурсы.
1. Выпуск классических облигаций (как правило от 1 млрд руб.) регистрирует Банк России. Для некоторых инструментов регистрация выпуска или Программы облигаций возможны только в Банке России:
В том случае, когда речь не идёт о подобных инструментах, следует рассмотреть выпуск биржевых облигаций: они и проще, и дешевле в размещении.
2. Регистрацию выпуска биржевых облигаций и допуск бумаг к торгам в короткие сроки проводит Биржа (Московская, Санкт-Петербургская). Размещаться такие бумаги могут только по открытой подписке (то есть среди широкого круга инвесторов), а минимальный объем выпуска составляет 50 млн руб. Выпуская классические и биржевые облигации, компания должна подготовить и зарегистрировать проспект эмиссии облигаций — официальный юридический документ о выпуске ценных бумаг. В нем подробно представлены данные об эмитенте, его финансовом положении, параметры предстоящего выпуска, возможные риски и ограничения для инвесторов. Регистрация проспекта эмиссии не требуется, если соблюдается хотя бы одно из следующих условий:
3. Коммерческие облигации размещаются только по закрытой подписке — без залогового обеспечения, без проспекта эмиссии и с облегченным раскрытием информации. Регистрирует их уже не Биржа, а Национальный расчетный депозитарий (НРД). Биржевые торги по таким бумагам не проходят, а обращение на вторичном рынке ограничено адресными сделками. Коммерческие облигации часто используются начинающими эмитентами как способ протестировать рынок. Обычно выпуски коммерческих облигаций имеют объем до 300 млн руб. и срок 1–2 года. Для компаний это самый быстрый и относительно простой способ привлечь дебютное финансирование: от начала подготовки выпуска и до получения денег от размещения проходит от 1,5 до 2,5 месяцев. Эмитенту целесообразно использовать данный вид облигаций при наличии заранее известного и небольшого круга приобретателей облигаций, в том числе при организации финансирования с привлечением профессионального участника рынка ценных бумаг.
1. Определение параметров и схемы размещения выпуска; Целесообразно подготовить презентацию для последующего общения с организаторами, биржей и потенциальными инвесторами. Рекомендации Московской биржи по подготовке презентации доступны по следующей ссылке.
2. Консультации с регистрирующим органом (при необходимости);
3. Выбор организатора выпуска; Организатор выпуска – финансовая организация, осуществляющая подготовку эмиссионных документов, привлечение и взаимодействие с инвесторами, способствует заключению сделок между эмитентом и инвесторами в ходе размещения.
В Нижегородской области действует Пул соорганизаторов выпуска корпоративных облигаций, в который можно обратиться для получения бесплатных консультаций по вопросам выхода на рынок облигационных заимствований. Информация о Пуле доступна по ссылке.
4. Получение кредитного рейтинга (обязательно для биржевого размещения); По состоянию на 01.07.2021 Банком России аккредитованы следующие рейтинговые агентства:
Для получения рейтинга эмитент может обратиться в любое из аккредитованных или международные рейтинговые агентства , последнее оправдано при привлечении иностранных институциональных инвесторов. Рейтинговое агентство на своем официальном сайте раскрывает присвоенный рейтинг и в дальнейшем осуществляет его мониторинг.
5. Принятие эмитентом решения о размещении выпуска; Относится к компетенции органов управления общества в соответствии с Уставом – общего собрания участников/акционеров или Совета директоров (наблюдательного совета).
6. Утверждение эмитентом решения о выпуске и проспекта ценных бумаг (при необходимости); Решение о выпуске облигаций – это документ, закрепляющий совокупность прав владельцев облигаций и являющийся основанием для регистрации выпуска облигаций. Решение о выпуске облигаций должно быть составлено в соответствии с Положением Банка России от 19.12.2019 № 706-П «О стандартах эмиссии ценных бумаг», на основании и в соответствии с решением об их размещении.
7. Регистрация выпуска и присвоение регистрационного (идентификационного) номера выпуска ценных бумаг; Осуществляется регистрирующим органом на основании решения по результатам рассмотрения представленных эмитентом документов.
8. Раскрытие эмитентом информации об итогах размещения Эмитент осуществляет раскрытие информации выпуске облигаций на специальном сервере раскрытия в соответствии с Федеральным законом от 22.04.1996 №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».
9. Уведомление Банка России об итогах размещения биржевых и коммерческих облигаций. У эмитента нет обязанности направлять отчёт об итогах выпуска биржевых или коммерческих облигаций, уведомление Банка России осуществляется учётной системой, осуществляющей централизованный учет прав на ценные бумаги эмитента (депозитарием или регистратором).
Организация выпуска включает оплату услуг организатора выпуска, депозитария, рейтингового агентства, аудитора, представителя владельцев облигаций; биржевые сборы; регистрационные и информационные расходы. Совокупный размер расходов может составлять от нескольких десятых процента до нескольких процентов от объема эмиссии.
Более подробно с информацией об этапах эмиссии можно ознакомиться на сайте Московской биржи в разделе «Руководство для эмитента: как выйти на рынок публичного долга» или на странице «Как стать эмитентом».
1. Размер безрисковой ставки
2. Срок обращения
3. Возможность досрочного предъявления владельцем облигаций к выкупу. Снижает срок обращения, а, следовательно, и ставку;
4. Финансовое положение эмитента
5. Известность предприятия и его репутация, в том числе репутация владельцев бизнеса;
6. Уровень кредитного рейтинга;
7. Наличие маркировки «зеленого» или «социального» выпуска.
Потенциальный эмитент может осуществить предварительный расчёт диапазона ставки купона, которая может быть установлена при выпуске облигаций с помощью специального калькулятора.
Окончательные условия облигационного займа, включая и его стоимость, определяются по итогам работы, проводимой совместно с организатором выпуска.
Все чаще на рынок корпоративных облигаций выходят региональные компании. В настоящем разделе Вы сможете ознакомиться с практическим опытом использования облигаций для привлечения финансирования и узнать ответы на основные вопросы, которые задает себе каждый руководитель предприятия, когда задумывается о привлечении финансирования посредством выпуска облигаций. С какими трудностями придется столкнуться? Каков путь эмитента? Как выбрать организатора выпуска? Какие преимущества получит моя организация от использования этого финансового инструмента? Истории успеха составлены на основе рабочих встреч и интервью с теми, кто «побывал на передовой» привлечения средств с помощью облигационного займа – руководителей и собственников предприятий. При этом сферы деятельности предприятий самые разные: от пищевой промышленности до военно-промышленного комплекса, от строительства зданий до предоставления финансовых услуг.
1. Краткая характеристика предприятия Акционерное общество «Регион-Продукт» зарегистрировано 04.02.2005. Основное направление деятельности «Производство сухарей, печенья и прочих сухарных хлебобулочных изделий, производство мучных кондитерских изделий, тортов, пирожных, пирогов и бисквитов, предназначенных для длительного хранения». Предприятие включено в Реестр субъектов МСП 10.08.2017 в категорию «Малое предприятие».
2. Мотивация к привлечению финансирования В 2017 году принято решение о существенном развитии компании, модернизации производства, вхождении в федеральные сети и разработке новых продуктов. Была произведена замена всей производственной цепочки. Также произведен пересмотр всей структуры продаж, структуры внутренних подразделений, бизнес-процессов. Сделан упор на производство высоко-маржинального продукта под собственной торговой маркой. В 2017-2018 гг. предприятие вышло из низкорентабельных контрактов. И даже при снижении выручки в 2018-2019 годах удалось добиться существенного прироста показателей gross margin, EBITDA. С 2019 года компания начала планомерную работу с федеральными сетями. Волков Павел, представитель собственника предприятия: «Для любой растущей компании не пользоваться дополнительным плечом в виде заемных средств просто неразумно. АО «Регион-Продукт» считает себя компанией, которая развивается, и планирует развиваться достаточно серьезно. Некоторое время назад были пересмотрены взгляды на развитие, и появились планы за два года увеличить выручку более, чем в два раза. Эта задача очень серьезная, и на своих деньгах, на своей маржинальности, на своей прибыльности компания такую задачу выполнить не сможет. Поэтому предприятию нужны заемные средства». Предприятие имеет различные источники финансирования: есть лизинговый и кредитный портфели, и планирует сохранить банковский портфель. Однако, принимая решение о качественном скачке было очевидно, что получение необеспеченного кредита для взрывного роста компании нецелесообразно, так как ставка по такому кредиту выше, чем по залоговому кредиту. Для достижения цели было принято решение использовать привлечение финансирования посредством выпуска корпоративных облигаций.
3. Путь эмитента При подготовке первого выпуска облигаций предприятие столкнулось с некоторыми сложностями. Волков Павел, представитель собственника предприятия «Предприятие столкнулось только со своими внутренними проблемами: состояние отчетности, степень и качество организации бизнес-процессов, внутренние взаимоотношения были не готовы для публичного раскрытия. Компания для выпуска поменяла себя». Для второго выпуска облигаций АО «Регион-Продукт» было принято решение о получении рейтинга. Поиск рейтингового агентства предприятие осуществляло самостоятельно. Из пяти аккредитованных агентств выбор осуществлялся из двух компаний: Эксперт РА и АКРА. Полученный рейтинг ruВ, по оценке, позволит в текущей ситуации на рынке облигаций разместить второй выпуск под 9%-11%, и, соответственно, эффективная ставка с учетом действующей господдержки составит уже около 6%-8% или менее. Беззалоговые средства по ставке менее 6%-8% создают конкуренцию с банковскими кредитами, включая льготные государственные программы.
4. Параметры выпуска Первый выпуск корпоративных облигаций АО «Регион-Продукт» осуществил в 2020 году на сумму 50 млн руб. на 3 года по ставке 12% годовых.
5. Преимущества использования инструмента Руководство АО «Регион-Продукт» определило основные преимущества привлечения финансирования посредством выпуска корпоративных облигаций для компании: улучшение бизнес-процессов внутри компании, внедрение элементов международной финансовой отчетности (рассматривается полный переход на МСФО), отсутствие залогов, самостоятельное определение сроков привлечения денег, самостоятельный выбор способа погашения.
6. Планы на будущее В 2021 году планируется разместить не менее 60 млн руб. для дальнейшей реализации инвестиционной программы предприятия по обновлению и развитию производственных мощностей для кратного увеличения объемов деятельности.
На федеральном уровне предусмотрены меры государственной поддержки. В 2019 году Правительством РФ утверждено Постановление о субсидировании части затрат и купонных выплат по облигациям, размещённым субъектами МСП (Постановление Правительства РФ от 30.04.2019 № 532).
В первую очередь рассматриваются эмитенты, осуществляющие деятельность в одной или нескольких приоритетных отраслях экономики согласно Приложению №1 к Постановлению Правительства РФ от 30.04.2019 № 532, затем – прочие эмитенты.
Даты проведения заседания Комиссии Министерства экономического развития РФ: 1 июля и 1 октября, принятие решения Комиссии не позднее 50 рабочих дней.
На базе ННГУ им Н.И. Лобачевского функционирует Программа повышения квалификации «Эмиссия долговых ценных бумаг». Программа разработана совместно специалистами Университета, Волго-Вятского ГУ Банка России и Московской биржи. Её цель - снизить уровень барьеров, связанных с выходом региональных предприятий на рынок корпоративных облигаций Слушатели программы смогут применить полученные профессиональные компетенции, умения и знания в профессиональной деятельности по организации процесса эмиссии облигаций коммерческими организациями, размещения облигаций и соблюдения законодательства, в том числе в разрезе раскрытия информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг. Реализация программы стала возможной благодаря инициативе Межведомственной рабочей группы по вопросам развития финансового рынка Нижегородской области, которая была создана в 2017 году. В нее вошли представители профильных министерств, ведомств и вузов Нижегородской области, а также бизнес-сообщества.
Обучение по Программе проходит в дистанционном формате, контактное лицо от ННГУ им. Н.И. Лобачевского – руководитель программы, профессор кафедры финансов и кредита ННГУ им. Н.И. Лобачевского Господарчук Галина Геннадьевна (тел. 8-903-847-73-44)
За дополнительной информацией просим обращаться по телефонам: +7 (495) 232-33-63 или 363-32-32 доб. 5696 (по вопросам допуска ценных бумаг к торгам), 5694 (по вопросам допуска биржевых облигаций) Московская Биржа
РЕГИСТРАЦИЯ
Даю согласие на обработку персональных данных.
Написать нам
очистить все поля в этой области и повторите отправку