×

Саранская IT-компания «Инфомаксимум»

Александр Бочкин о сильных идеях, неудачах и дефиците специалистов

Продолжаем делиться вдохновляющими историями успеха саранских предпринимателей, и сегодня предлагаем поближе познакомиться с Александром Бочкиным: человеком, который с нуля построил it-компанию. Её клиентами уже стали крупнейшие российские бренды и торговые сети. Но так было не всегда, и получилось все не сразу. Мы поговорили с Александром о многом — о специфике бизнеса, о трудностях, с которыми он успел столкнуться, о становлении себя в роли предпринимателя-программиста, о первом офисе и важных смыслах для начинающих бизнесменов.

infomaksimum2-1024x683.jpg

Если коротко и для тех, кто не в курсе, чем занимается компания «Инфомаксимум»?

Мы — единственная в регионе продуктовая IT-компания. Иными словами, «Инфомаксимум» разрабатывает собственные программные продукты, которые направлены на аналитику и оптимизацию бизнес-процессов.

В портфеле продуктов — система мониторинга загруженности персонала CrocoTime, система класса process mining (для углубленного анализа бизнес-процессов) Proceset и еще несколько разработок. Все они будут связаны, но об этом пока слишком рано говорить. Комплекс наших решений направлен на оптимизацию и повышение эффективности работы компаний. Мы помогаем клиентам по максимуму использовать уже имеющиеся ресурсы, не прибегая к новым расходам.

Наши клиенты — в основном, крупный бизнес. Среди них такие гиганты как «Альфа-банк», ГК «Ильюшин», ГК «ПИК», сеть «М.Видео», Kelly Services и другие. Сотрудничаем с банками, финансовым сектором, промышленными, строительными и логистическими компаниями, проводим большое количество пилотных проектов.

Мне интересна ваша история становления как предпринимателя, история становления вашей компании. Как вообще все начиналось?

Разработкой я увлекаюсь со школьных лет, первый читаемый код написал классе в пятом. Когда дома не было компьютера, пытался решать задачки по программированию в школе. С появлением своего ПК стало легче, начал практиковаться дома и твердо решил связать свою жизнь именно с этой сферой. Мысли о своей компании появились в начале учебы в Мордовском госуниверситете: первый коммерческий заказ выполнил вместе с приятелем на втором курсе. Мы заработали тогда примерно сорок тысяч рублей и купили на них два мобильных телефона. Мимолетный успех окрылил, захотелось большего, но и действовать мы решили иначе: разрабатывать собственное ПО, а не работать на заказ.

Первым полноценным проектом стала система по отслеживанию действий сотрудника за ПК — Maxapt QuickEye. Несмотря на то, что у продукта не было сервера, поддержки большого количества пользователей и продвижения, он стал коммерчески успешен среди малого бизнеса. Однако проект пришлось закрыть: мы с партнером решили сосредоточиться на аспирантуре и научной деятельности.

Но этот период продлился недолго, и я вернулся к собственным разработкам. Мы придумали систему, которая бы совмещала в себе мониторинг рабочего времени и управления проектами. Технически проект удался, но пользовательский интерфейс подкачал — система была очень сложная. Полноценно пользоваться ей получалось только у нас. Было решено действовать радикально: мы упростили решение и сделали, по сути, совершенно новый продукт — CoffeePlan, лаконичную систему планирования. Но и здесь не обошлось без ошибок: мы не изучили конкурентов и понадеялись на сарафанное радио вместо полноценного продвижения. Ждать чуда было бесполезно, проект закрылся.

Это был поворотный момент. Деньги кончились, команда почти распалась. Стоял выбор: либо мы выпускаем что-то стоящее, либо распадаемся. Было принято решение вернуться к одной из старых наработок — системе мониторинга и учета рабочего времени. Так был создан CrocoTime, который стал реально успешным продуктом.
Время шло, технологии развивались, и мы пришли к пониманию, что функционала CrocoTime не хватает для того, чтобы закрыть все болевые точки современного бизнеса. Руководители хотели видеть не только то, что делают люди, но и насколько успешно реализуются процессы. Мы изучили зарубежный опыт и приняли решение обратиться к технологии process mining — глубинному анализу бизнес-процессов на основе логов, данных из информационных систем. Наша команда первой в стране занялась разработкой и внедрением таких продуктов. На сегодняшний день Proceset входит в перечень российского ПО, мы закончили ряд пилотных проектов в крупнейших компаниях и готовимся к интернационализации бизнеса.

Я где-то видела, что ваш первый офис, если так можно назвать, был в университете.
Было такое дело. Почти за 12 лет своего существования мы сменили несколько адресов, успели поработать и в университетской аудитории на экономическом факультете. Было тесно, но мы горели и были готовы работать в любых условиях. Сейчас нас 79, и становится тесно уже на 850 кв. м.

Был ли такой момент, когда вам хотелось все бросить?

Да, когда мы осознали сложность одного из наших проектов. На программу было потрачено много времени и ресурсов, но должного «выхлопа» так и не получили. Было непросто собраться и решить, что делать дальше.

С какими трудностями вы столкнулись за все это время?

По образованию я технарь, программист. В самом начале меня интересовал красивый код, а не деньги. Я долгое время делал акцент на технической составляющей, не обращая внимания на работу с клиентами, маркетинг, проектирование. Но каждая ошибка — это опыт и возможность начать все сначала, учитывая собственные промахи.

Ваши клиенты — это крупные российские компании, а «Инфомаксимум» находится в Саранске, насколько удобно или неудобно вести бизнес в маленьком городе?

Меня до сих пор удивляет мнение, что в маленьких городах нечего делать: негде развиваться, некуда ходить, невозможно найти хорошую работу и, конечно, невозможно создать бизнес. За годы работы у нас не возникало никаких проблем, связанных с географическим положением. Интернет, телефония, скайп — любой вопрос можно решить за пару минут или часов. Ночь в поезде или пара часов в самолете, и мы в Москве. Никаких проблем работать из Саранска нет.

Изучая ваши соцсети, становится понятно, что вы делаете большой акцент на обучении молодых специалистов.

Да. Дефицит специалистов — проблема не только Мордовии, в Москве тоже жалуются на нехватку кадров. Несмотря на рост популярности найма удаленных сотрудников, нам этот вариант не подходит. В связи со сложностью наших программных решений требуется полное погружение в проекты, возможность спонтанно собраться в переговорке и обсудить тот или иной вопрос. При этом я убежден, что талантливых ребят у нас не меньше, чем в любом другом городе. Потенциал нуждается в раскрытии.

Уже полтора года мы проводим программы стажировок в профильных отделах компании — разработке и продажах. Программа включает в себя два этапа: теорию и практику. Ребята в течение двух месяцев живут нашей жизнью, вникают в суть проектов, учатся применять знания к решению практических задач. Многие остаются в штате. Те, кто не прошел дальше, тоже не в обиде — они получают опыт и полезные знакомства. Примерно 60% тех, кто приходит к нам, получает оффер.

К чему нужно всегда быть готовым начинающему предпринимателю?
Томас Эдисон когда-то сказал, что «самая большая ошибка в том, что мы быстро сдаемся. Иногда, чтобы получить желаемое, надо просто попробовать еще один раз». Согласен с ним полностью. Редко успех приходит сразу. Даже самая сильная идея, оформленная в четкую ясную цель, не выстреливает. Причин неудачи может быть множество, а «лекарство» всегда одно — работать, пробовать и никогда не сдаваться.



Партнеры

РЕГИСТРАЦИЯ

Написать нам